Журнал Intelligent Enterprise, №10 за 2007 год
Сам факт того, что создание автоматизированной системы управления материальнотехническим обеспечением является одним из наиболее эффективных способов уменьшения затрат, не нуждается в каких-либо комментариях. Особенно если речь идет о крупной компании с множеством филиалов, каковой и является "Иркутскэнерго".
О компании | |
Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации создано 1 июля 1992 года. Энергетическая база "Иркутскэнерго" включает в себя три гидроэлектростанции, девять теплоэлектростанций, электрические сети (в том числе системообразующие сети напряжением 500 кВ), тепловые сети. Компания находится на третьем месте среди российских предприятий по производству электроэнергии и на втором — по производству тепловой энергии. |
Часто автоматизация системы материальнотехнического снабжения ограничивается использованием приложений Microsoft Office, иногда — самописных систем, в то время как многие бизнеспроцессы и вовсе остаются не автоматизированными. До 2004 года так было и в "Иркутскэнерго". Основным инструментом, как отмечает директор по снабжению компании Владимир Шарабурак, служил табличный процессор Microsoft Excel. Часть процессов была автоматизирована с помощью разнородных самописных средств (см. табл. 1). Естественно, это вызывало большие неудобства. Прежде всего отсутствовала единая система обработки и передачи данных, что существенно усложняло и замедляло работу в целом.
Таблица 1. Программные средства собственной разработки, использовавшиеся в "Иркутскэнерго" до внедрения АСУ МТО
Бизнес-процесс |
Название программы |
Пользователи |
Базовые программные средства |
Складской учет |
АРМ инженера снабжения |
Только дирекция по снабжению (в дальнейшем ставшая управлением торгового дома |
FOX Base |
Заявочная кампания |
ПС Заявки |
Все филиалы (до уровня конечного потребителя), а также дирекция по снабжению |
Microsoft SQL Builder |
Выбор поставщиков и заключение договора |
База данных поставщиков |
Дирекция по снабжению |
Microsoft Access |
В результате в 2003 году в "Иркутскэнерго" было решено модернизировать систему материальнотехнического обеспечения, и тогда же начались подготовительные работы. За два года были описаны все бизнеспроцессы, связанные с обеспечением предприятия материалами и оборудованием, выявлено и устранено большинство проблем в бизнеспроцессах, сформированы и внедрены стандарты в области обеспечения, разработана концепция совершенствования процессов на основании анализа лучших практик. К началу 2005го дирекция по снабжению под руководством Владимира Шарабурака уже имела четкое представление о том, что требуется от информационной системы.
Чтобы 21 филиал и 18 дочерних зависимых организаций "Иркутскэнерго" всегда были обеспечены оборудованием и материалами, дирекция по снабжению была выделена в отдельное юридическое лицо — торговый дом "Иркутскэнерготрейд". С этой же целью был объявлен коммерческий конкурс на создание автоматизированной системы управления материальнотехническим обеспечением (АСУ МТО). Новая система должна была отвечать таким требованиям:
Владимир Шарабурак особо подчеркнул следующее: "Решения о начале работ по проекту АСУ МТО и о создании торгового дома были приняты в одно и то же время — в конце 2004 года. Поэтому система сразу проектировалась с учетом того, что создаётся торговый дом и соответствующим образом изменяются некоторые процессы". Таким образом, перспектива изменения бизнеспроцессов при выделении части подразделений в самостоятельную структуру при реализации проекта была заложена изначально.
Тендер на внедрение информационной системы выиграла московская компания GRADUM, предложившая решение на платформе "1С:Предприятие" 8.0. "На выбор платформы повлияло то, что у нас уже работали системы на базе “1С” и были необходимые специалисты, — комментирует Владимир Шарабурак. — Кроме того, ситуация, когда часть бизнеспроцессов уходит в отдельное подразделение, требует максимально гибкого инструмента с минимальными сроками внедрения".
Работы по проекту начались в январе 2005 года. Уже в июле система была введена в опытную эксплуатацию, а к 2006му эксплуатировалась в полноценном режиме (табл. 2). В "Иркутскэнерго" отказались от использования прежних систем, а данные оттуда были импортированы. Необходимо отметить, что процесс импорта данных, по оценке Владимира Шарабурака, оказался довольно трудоемким: "Основными источниками импортируемых данных были системы “АРМ инженера снабжения” — это информация об остатках ТМЦ на складах, “АРМ Заявки” — уже сформированные заявки за четвёртый квартал 2005 года и “База данных поставщиков” — справочник контрагентов, прайслисты, договора и их спецификации. Задача импорта существенно упростилась благодаря наличию единого номенклатурного справочника ТМЦ. Были разработаны загрузчики из разных систем с функциями проверки корректности исходных данных и автоматического исправления. Загрузка производилась дважды — сначала предварительная и затем, после приведения в соответствие исходных данных и модификации загрузчиков, финальная. Второй этап потребовал немалых трудозатрат, так как в системе значительно ужесточились требования к корректности данных".
Таблица 2. Ход внедрения АСУ МТО в "Иркутскэнерго"
Январь 2005 | Начало работ по проекту АСУ МТО |
Июль 2005 | Начало опытной эксплуатации |
Август 2005 | Запуск блока "Контрагенты и договоры" |
Сентябрь 2005 | Запуск блока "Заявки". Отказ от старой системы |
Ноябрь 2005 | Запуск блока "Складской учет" |
Январь 2006 | Отказ от всех старых систем и полный ввод в эксплуатацию |
Сентябрь 2005 | Начало работ по проекту АСУ "Топливо" |
Апрель 2006 | Начало промышленной эксплуатации АСУ "Топливо" |
Еще одной весьма непростой задачей стало обучение сотрудников. "Пользователи проходили обучение с отрывом от производства, — говорит Владимир Шарабурак. — Кроме того, в первые дни работы в системе проводились консультации на рабочих местах. Были разработаны разные учебные программы (для кладовщика, экономиста снабжения торгового дома, мастера цеха и т. д.). Срок обучения группы составлял дватри дня. Кроме того, обучающие курсы прошли ИТспециалисты, которые в последующем самостоятельно учили сотрудников, принятых на работу. По итогам проекта было обучено порядка 350 пользователей в группах по десятьодиннадцать человек".
Итоги и перспективы
Поставленные в связи с проектом задачи были успешно выполнены. АСУ МТО охватывает все направления материальнотехнического обеспечения и все подразделения "Иркутскэнерго". В рамках её внедрения под патронатом начальника управления по информационным технологиям Виктора Селищева было принято и реализовано решение о взаимодействии АСУ МТО с собственной системой бухгалтерского учета ОАО "Иркутскэнерго".
Результат внедрения новой системы Владимир Шарабурак оценил следующим образом: "Первостепенной задачей было получить экономический эффект, что стало возможно благодаря АСУ МТО как инструменту, позволяющему собирать и анализировать актуальные предложения поставщиков для снижения закупочных цен и расчета потребностей в ТМЦ с целью оптимизации складских запасов по компании “Иркутскэнерго” в целом".
Решение АСУ МТО продолжает совершенствоваться. Так, в сентябре 2005 года начались работы над внедрением смежной АСУ "Топливо", которые были завершены в апреле 2006го. На текущий год намечено внедрение модулей "Учет движения ТМЦ в цеховых кладовых", "Транспортная логистика" и "Складская логистика".
Яков Шпунт, Intelligent Enterprise
Менеджеры GRADUM будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)74-146-74. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.